Павел Амнуэль
«Удивительный мир фантазии»


    Главная

    Об авторе

    Млечный Путь

    Блог

    Друзья

    Контакты

Рейтинг@Mail.ru


ЭТОТ ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ МИР

     Не будем временно говорить о приемах развития воображения. Во-первых, хочу дать читателю время освоиться с теми приемами, с которыми мы уже познакомились. А во-вторых, хочу, чтобы читатель не думал, что наука о сильном мышлении состоит всего лишь из набора приемов - выучил, и стал изобретателем.
     Конечно, все сложнее. Отдельные приемы были известны изобретателям и раньше, даже в прошлом веке. У психологов можно найти списки двадцати-тридцати приемов. Многим казалось - вот пополним список, будем пользоваться не десятью приемами, а сотней, и все, никакая техническая проблема не устоит. Однако быстро обнаружилось, что с помощью простых приемов можно решать только простые задачи, вроде похищения картин (кстати, вы-то эту задачку решили?) или измерения температуры жука (вы уже придумали ответ?). А чтобы решить задачу посложнее, нужно использовать комбинации приемов, число комбинаций очень велико - десятки тысяч! Так что же, возвращаться к старому методу тыка и перебирать, только теперь не идеи, а приемы?
     Нет, конечно. Автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер "перевернул" проблему (прием "наоборот") и сказал: прежде чем пытаться сделать изобретение, давайте разберемся, что это такое - изобретательская задача.
     Вспомним задачу о переводе стихов-пародий из "Алисы в стране чудес". В чем трудность? Перевод делается, естественно, не для англичан - им-то русский текст ни к чему. Но чтобы понять смысл пародии, нужно знать какое стихотворение пародируется. А чтобы читатель знал это стихотворение, он должен быть англичанином. Что получается? Читатель должен быть англичанином, и читатель не должен быть англичанином...
     Противоречие.
     Вот-вот! Именно из противоречия и возникает любая изобретательская задача. Только ли изобретательская? Нет - любая задача на воображение.
     Есть противоречие и в задаче об измерении температуры жука. Чтобы измерить температуру нужен градусник, и в то же время - градусник не нужен, потому что жуку его некуда поставить!
     А задача о фальшивых картинах? Противоречие: подписи экспертов были поставлены на подлинниках, но эти самые подписи стоят на подделках!
     А уж какое очевидное противоречие в задаче о разгрузке минеральных удобрений! Груз нужно нагревать (иначе, вроде бы, заледеневшие глыбы не разбить), и груз нагревать не нужно (уходит очень много топлива).
     Нет задачи без противоречия. Но ведь нет и решения, если противоречие остается. И неужели наука о сильном мышлении, в которой существуют десятки приемов фантазирования, не придумала способов, как избавляться от всякого рода противоречий?
     Вопрос риторический. Конечно, такие способы есть. Вот два. Первый: нужно разделить противоречащие свойства в пространстве. Второй: нужно разделить противоречащие свойства во времени. Классический пример - проблема запертой комнаты. Убили миллионера, труп лежит в комнате, закрытой изнутри. Все заперто - двери, окна, форточки. Противоречие: убийство произошло (вот же труп!), но его не могло быть (как вошел и вышел убийца?). И решение - либо убийство произошло, когда комната еще не была запертой (разделение во времени!), либо убили в другом месте (разделение в пространстве!).
     Вот вам, кстати, подсказка к решению задачи о подделке картин: нужно разделить подлинники картин и подписи к ним... в пространстве. Как? С помощью одного из уже известных нам приемов воображения!
     А чтобы потренироваться, давайте сыграем в игру, которая называется "Хорошо-плохо" или "Цепочка противоречий".
     Соберите вечером всю семью за олимовским столом и начните:
     - Я говорю "Идет дождь. Это хорошо, потому что после дождя лучше растут цветы". А ты, Соня (это вы жене), подхватываешь "Цветы растут лучше - это плохо, потому что, когда в квартире много цветов, начинает болеть голова". Тогда ты, Лена (это вы дочке), говоришь "Но если болит голова - это хорошо, потому что тогда не нужно делать уроки". А Игорь (это - сын) продолжает "Если не нужно делать уроки - это плохо, потому что тогда меньше знаешь." Круг замыкается, теперь опять ваша очередь: "Меньше знать - это хорошо, потому что..."
     Поняли принцип? Так и продолжаете "это хорошо, потому что... А это плохо, потому что..." И тянете эту цепочку противоречий до тех пор, пока не окажется, что для очередного раунда вы уже не в состоянии придумать логичной причины.
     Потренируйтесь, а потом, вместо того, чтобы перед сном читать детектив или смотреть боевик, сосредоточьтесь и "нарисуйте" цепочку "плохо-хорошо..." для такой начальной фразы: "На юге теплый климат, и это хорошо, потому что..."
    
Следующий урок
Задать вопрос

Имя:  
e-mail:  
Вопрос: