П.Амнуэль
МИР - ЗЕРКАЛО
Мой сосед Роман Бутлер, комиссар уголовной полиции, изредка подкидывает
мне задачки на соображение, как он утверждает, из собственной практики.
К сожалению, у меня мало свободного времени, и я не читаю детективных романов,
и потому через день-другой, когда я пасую перед неразрешимой проблемой
поиска убийцы среди тридцати шести пассажиров купейного вагона, Роман с
улыбкой заявляет, что пересказал мне сюжет одного из последних романов,
приобретенного в компьютерном отделе Стеймацкого. Я начинаю злиться, а
Роман хохочет и подсовывает очередную загадку:
- Из какого романа? - немедленно спрашиваю я.
- Из жизни,- неизменно говорит комиссар.
И накалывает меня в девяти случаях из десятки.
Я говорю об этом к тому, что, когда Роман пришел ко мне в прошлый шабат
и спросил, не желаю ли я участвовать в поимке убийцы, у меня не возникло
никаких сомнений в том, что он опять водит меня за нос.
- Нет,- сказал я.- Пусть каждый занимается своим делом. Вы, сыщики, ловите,
а мы, историки, Ватсоны и всякие Гастингсы - описываем.
- Между прочим,- сказал Роман,- когда Холмс говорил "Ватсон, сегодня нам
предстоит нелегкое дело", уважаемый доктор не разводил демагогию, а бросался
чистить пистолет.
- У меня нет пистолета,- сказал я.- Битахонщики утверждают, что моя жизнь
в полной безопасности, потому что я живу в Бейт-Шемеше, а не в Калькилии.
- Ну, хорошо,- сказал Роман, демонстративно вставая.- Пойду за помощью
к Хаиму.
- Это к какому же Хаиму? - подозрительно спросил я.- Ваксману?
- Естественно,- пожал плечами Бутлер.- Если один специалист по истории,
в том числе альтернативной, отказывает полиции в помощи, ей не остается
ничего другого, кроме как обратиться к конкуренту.
- Да что Ваксман понимает в... Ладно, уговорил. В чем, собственно, дело?
* * *
Дело заключалось вот в чем. Некий израильский араб по имени Ахмад Аль-Касми,
житель Лода, убил в среду своего работодателя Арье Эхуда. Никакой националистической
подоплеки не обнаружено. Ахмад был по специальности программистом и работал
в строительной фирме, рассчитывая конструкции транспортных развязок на
семи и более уровнях. Шестой мост-уровень развязки возле Арада, рассчитанный
Аль-Касми, рухнул в ночь на вторник. К счастью, время было позднее, и никто
не пострадал. Эксперты обвинили в случившемся Эхуда, Эхуд - своего программиста.
Аль-Касми, человек горячий, заявил, что расчет был верный, а в бетон Эхуд
положил много песка. Слово за слово, началась драка, и прежде чем их успели
разнять, Аль-Касми ударил хозяина в челюсть, тот упал головой на острый
угол стола - и отдал концы.
- Дело ясное,- сказал я,- свидетелей, видимо, много, при чем здесь я?
- Свидетелей много,- согласился Бутлер.- Я не прошу тебя доказать, что
убийца - Аль-Касми, это не вызывает сомнений.
- В чем же дело? Надо полагать, его скрутили на месте?
- В том-то и дело, что нет. В суматохе он сумел скрыться. Поиск был организован
по всем правилам, через два часа машину Аль-Касми нашли брошенной неподалеку
от транспортной развязки Элит в Рамат-Гане. Двое суток понадобилось, чтобы
отследить дальнейшие передвижения Аль-Касми. И, как ты думаешь, Песах,
куда он направился?
- К родственникам в Палестину,- предположил я.- Тамошняя полиция его нам
не выдаст, как пить дать.
- Это, кстати, была наша первая идея, мы потратили на ее разработку целые
сутки. Нет, в Палестину он не переходил. И кстати, Песах, если ты не знаешь:
у нас с палестинцами договор о взаимной выдаче преступников, они не стали
бы скрывать Аль-Касми, если бы знали, где он находится.
- Н-да? - с сомнением сказал я.- Палестинцы выдадут евреям своего, чтобы
евреи его засадили за убийство?
- Ты в каком веке живешь, историк? - возмутился Роман.- Палестина - это
не территории, это независимое государство, имидж для них кое-что значит.
- Ну, допустим,- я не стал дальше углубляться в эту тему, хотя и имел кое-какие
соображения по поводу имиджа независимого государства Фаластын.- Что же
оказалось в результате?
- Вот потому я и пришел к тебе, а ты не даешь мне досказать до конца.
- Я нем как рыба,- сказал я.
- Нам понадобилось трое суток, чтобы обнаружить: через четыре часа после
убийства Аль-Касми вошел в здание Института альтернативной истории Штейнберга,
заказал сеанс трансформации с неограниченным временем погружения и занял
предложенную ему кабину. Вот так. Сейчас он находится в какой-то альтернативной
реальности...
- Что за глупости! - воскликнул я.- Что значит: находится в альтернативной
реальности? Физически он находится в той операторской, которую ему предоставили.
Не хочешь же ты сказать, что вы не обнаружили тело Аль-Касми...
- Обнаружили, конечно, куда оно денется. Но именно тело. Сам убийца, его,
так сказать, личность находится в каком-то альтернативном мире. Работники
института запретили нам отключать Аль-Касми от аппаратуры - по их словам,
это равносильно убийству. Вернется Аль-Касми неизвестно когда - время сеанса
не оговорено, он оплатил семь дней заранее, остальное пойдет в кредит.
К тому же, неясно, в каком состоянии он вернется. Что там с ним происходит?
Если он там, скажем, тоже кого-то убьет и его посадят - там, а не здесь?
- Ну-ну,- сказал я, предвкушая любопытное путешествие.- И вы, значит, решили
послать за ним...э-э... группу захвата и заставить вернуться, так я понял?
- Песах, о чем ты говоришь? Пойти в альтернативный мир Ахмада Аль-Касми
может только специалист-историк. Причем один. Если послать группу, то каждый
ее член окажется в собственном альтернативном мире, где будет свой Аль-Касми
и, вполне вероятно, не тот, что сбежал из нашей реальности. Черт возьми,
у меня от всех этих альтернатив голова идет кругом! Я ничего в этом не
понимаю. Излагаю мнение специалистов. Это их идея - попросить тебя. Ты
столько раз бывал в...
- Конечно,- согласился я, ощущая свою значительность.- Рад помочь. Единственная
загвоздка - я ведь тоже войду в собственный альтернативный мир, который
может и не иметь ничего общего с тем, куда погрузился...
Тут до меня дошло, и я надолго замолчал, обдумывая план действий. Что ж,
сотрудники института были правы - только у меня и могло получиться.
- Поехали,- сказал я.
* * *
Объясняю для незнающих. Альтернативных миров - бесчисленное множество.
Каждое решение, принимаемое человеком, создает свой мир, вполне физически
реальный: целую Вселенную, отличающуюся от нашей лишь тем, что в ней данный
человек принял не то решение, какое принял здесь. Аль-Касми мог, например,
отправиться обозревать мир, который возник, скажем, тогда, когда он не
ударил своего хозяина кулаком в лицо. Ведь была же у него, на самом деле,
альтернатива! Я думаю, и Бутлер так думал, и все в полиции были с ним согласны,
что убийца поступил именно так.
Что из этого следует? То, что этот вариант можно просчитать, подгоняя под
себя - когда-то, допустим, я мог создать некий альтернативный мир каким-то
своим решением, и именно этот мир был впоследствии изменен решением Аль-Касми.
Только при таком раскладе мы имели возможность встретиться с реальным Аль-Касми
там, а не здесь.
Вот это и есть самое сложное, тонкое и редко у кого получающееся - рассчитать
и выполнить такое соединение. Я это могу. Я это уже проделывал несколько
раз и не рассказывал еще об этом в "Истории Израиля" исключительно из скромности.
Но расскажу - будьте уверены. Не утверждаю, что хорошо просчитываю альтернативы.
Действую чисто интуитивно, но пока моя интуиция меня не подводила. Неудивительно,
что директор института доктор Рувинский посоветовал Бутлеру обратиться
ко мне.
В Герцлию мы мчались на полицейском вертолете под вой сирены - видели бы
вы, как шарахались частные авиетки и воздушные велосипедисты! Добрались
за полчаса, и это при перегруженных эшелонах на всех транспортных высотах!
Вот в чем преимущества полиции.
Всю дорогу я молчал, изучая оперативные данные по Аль-Касми, рассматривая
его фотографии и призывая на помощь свою интуицию. И чем больше я вчитывался
в биографию этого человека, тем громче моя интуиция протестовала против
идеи Бутлера. Она лежала на поверхности, эта идея. Аль-Касми родился в
Лоде, получил образование в Тель-Авивском университете, он был благополучен
и лоялен, не участвовал ни в интифаде в 2005 году, ни в палестинских демонстрациях
2011 года. О его политических взглядах было сказано лишь, что он выступал
в дискуссии, состоявшейся в 2015 году, где отстаивал идею равных прав евреев
и арабов на землю от моря до реки. Аргументы его были убедительны - историю
он знал, хотя и был по специальности программистом-конструктором. Вот это
меня и смутило - знание истории...
* * *
Убийца расположился в третьей операторской. Красивый мужчина с тонкими
усиками. Классический тип человека, старающегося изображать из себя типичного
представителя своей национальности, каковым он, кстати, не был - скорее
я признал бы в нем француза, нежели араба-палестинца.
И это еще больше утвердило меня во мнении, что интуиция не ошиблась.
- Пошли,- сказал я, и меня отвели в ближайшую свободную операторскую.
- Подключаться к альтернативам буду сам,- предупредил я.- Прошу не вмешиваться
ни при каких обстоятельствах.
- Но наши операторы сумеют точнее подогнать...- начал было директор Рувинский,
боявшийся то ли за меня, то ли за свою аппаратуру. Я прервал его:
- Наум, ты меня знаешь. Предоставь действовать самому.
- Ну хорошо,- неохотно согласился Рувинский.- Мои ребята тебя подстрахуют.
Я пожал плечами и сел в кресло.
- Можно мне присутствовать? - спросил Бутлер.
- Только не здесь,- сказал я.- Иди-ка к Аль-Касми и надевай на него наручники,
как только он вернется оттуда.
* * *
Честно говоря, я был убежден, что Аль-Касми наплевать на своего хозяина.
Он его ударил, и ударил бы при аналогичных обстоятельствах вторично. Идея
скрыться от правосудия в мире, где он не убил Эхуда, только на первый взгляд
казалась логичной, но психологическому портрету убийцы не соответствовала.
Разумеется, Аль-Касми отправился в другую альтернативу, возникшую гораздо
раньше. Поскольку я догадывался, о какой альтернативе может идти речь,
то и отправился туда, хотя, уверяю вас, попадать в тот мир у меня не было
никакого желания. Да и опасно это было, если по правде...
* * *
В нашем мире Аль-Касми был лоялен режиму. Значит, существовал мир, в котором
он был большим деятелем интифады. Мир, о котором он мечтал по ночам. Туда-то
я и отправился.
Я ожидал всякого, но не такого!
Я стоял на улице Алленби угол улицы Ахад Ха-ама и никак не мог сообразить,
чем эта улица отличается от той, к которой я привык с детства. Лишь через
минуту дошло: все надписи - на фалафельных, на магазине фототоваров, на
магазине одежды - были на арабском. Ни одного ивритского слова. Это первое.
Второе - люди. Вокруг меня шли, стояли и даже сидели на низких скамеечках
одни арабы. Ошибиться было невозможно - они и говорили по-арабски, и я
понял, что интуиция меня таки не обманула.
Молодой араб-полицейский толкнул меня в бок - явно умышленно - и сказал:
- Еврей, чего уставился? А ну-ка, покажи документ.
Без лишних слов (я хорошо знал нравы местной полиции) я достал из заднего
брючного кармана свое удостоверение.
- Песах Амнуэль,- произнес араб вслух мое имя с таким видом, будто каждая
буква вызывала у него приступ рвоты.- Допущен в пределы зеленой черты до
восемнадцати часов. Эй, еврей, сейчас уже полпятого. У тебя полтора часа
времени. Ты не успеешь добраться до своего поселения. Чего стоишь тут?
Я спрятал документ и пошел прочь, соображая, что делать дальше. Мне нужно
было увидеть Аль-Касми. Совершенно очевидно, что он находится поблизости:
программа могла ошибиться в выбросе не более чем на сотню метров.
Я медленно пошел в сторону бывшей улицы Бен-Иегуды, стараясь смотреть по
сторонам так, чтобы не привлечь ничьего внимания. В лавках торговали арабы,
но я видел и евреев - один из них стоял посреди тротуара и большой метлой
собирал в кучу скомканные бумаги, обрывки каких-то пакетов и пустые пластиковые
бутылки. Где, черт возьми, банк Ха-поалим? Где машбир? По одну сторону
улицы стояли одноэтажные хибары, по другую тянулся пустырь и котлован,
на дне которого я увидел огромную кучу мусора.
По идее, чего мне сейчас не хватало, так это сегодняшней газеты или, еще
лучше, учебника местной истории. Желательно, на иврите - мои познания в
арабском, мягко говоря, оставляли желать лучшего.
На углу с улицей Бен-Иегуды (она называлась здесь как-то иначе, но надпись
была на арабском) стоял мальчишка-разносчик, продавая сладости, лежащие
на подстилке. Рядом, прямо на тротуаре, я увидел несколько пачек газет.
Так - арабская, арабская, арабская, а это... о! Чего я никак не ожидал
- газета была на русском языке. "Еврейская жизнь". Две драхмы. Мелочь я
отыскал в кармане, и через минуту просматривал заголовки, прислонившись
к кривому дереву. Газета была небольшая - четыре страницы,- без компьютерной
поддержки, типографский набор, прошлый, можно сказать, век. Впрочем, арабские
издания, как я успел заметить, были не лучше.
"Евреи должны добиваться места в парламенте!" - гласил заголовок на первой
полосе. Я пробежал глазами текст. Некий Амос Оз, писатель, автор романа
"Из грехов твоих", утверждал, что евреи никогда не получат ни единого мандата,
поскольку на каждого еврея приходится три мнения, а на каждое поселение
- своя партия. И при таком положении дел политических свобод им не добиться
до явления Мессии.
Неужели тот самый Оз? - подумал я. Писатель, которого я читал в своем мире
- левый радикал, сторонник независимой Палестины... Собственно, почему
бы и нет? История сделала кульбит, но люди-то остались, если, конечно,
они родились здесь или приехали раньше создания альтернативы. Ибо я не
думал, что сюда, в Фаластын, или как теперь называется этот анклав, эмигрировало
много евреев - при нынешнем-то раскладе сил...
- Эй, парень,- услышал я и не сразу сообразил, что мужчина в скромной одежде
говорит по-русски.- Ты, я вижу, согласен с Озом?
Мужчина, естественно, держал в руке метлу.
- Нет, - сказал я,- я не согласен с Озом. Простите, не могли бы вы сказать
мне, сколько сейчас евреев в...э-э... Палестине?
- Где? - переспросил "русский" и принялся энергично махать метлой, не глядя
в мою сторону.- Слушай, шел бы ты отсюда, а то хозяин увидит, что я с тобой
разговариваю и оштрафует...
- Так ты же сам заговорил,- резонно ответил я и услышал:
- Я думал, ты агавник, а ты, видно, карамник.
Чтоб я знал, что все это значило!
- Ухожу,- сказал я.- Только один вопрос. Сколько нас тут, русских евреев?
- Дураков-то? - пробормотал мужчина так, что я еле расслышал.- Думаю, тысяч
пятьдесят.
Он принялся мести тротуар с рвением, достойным лучшего применения, и я
отошел в сторону. Перевернул страницу и увидел заголовок: "Арабская полиция
арестовала Хаима Викселя в поселении Ариэль". Статья в драматических тонах
повествовала о том, что вчера ночью пятеро полицейских-арабов сорвали заграждение
вокруг поселения, избили двух евреев-охранников и ворвались в дом, где
мирно спала семья строительного рабочего Викселя. Хозяина скрутили и увели,
нарушив, таким образом, автономию поселений в черте оседлости. Викселя
обвиняют в том, что он совершил теракт: напал на автобусной остановке в
Рамле на женщину-арабку и ударил ее по лицу. Виксель утверждает, что никогда
не был в Рамле, но женщина его опознала, и теперь бедному отцу семейства
грозит пожизненное заключение. А если бы женщина сказала, что он пытался
пырнуть ее ножом? - спрашивал автор. Неужели Викселя уже расстреляли бы,
даже не потрудившись убедиться в том, что он говорит правду?
Между строк я ощущал и традиционное "доколе?" и неизбывную тоску по свободе,
но открытым текстом не было сказано ничего.
Тоскливо, господа...
На четвертой странице я нашел уголок юмора. Стоит еврей на Алленби и спрашивает
араба: как проехать к палестинскому университету. На семьдесят пятом автобусе,-
отвечает араб. Через день тот же араб проходит мимо того же перекрестка
и видит того же еврея. Опять в университет? - спрашивает араб, удивляясь,
что делает еврей в этом учебном заведении. Нет,- понуро отвечает еврей,-
я автобуса жду. Шестьдесят семь уже проехали, осталось всего восемь...
Я скомкал газету и бросил в урну.
Ну хорошо, ясно, что в этом мире нет Израиля, а евреи живут в поселениях,
где-то в черте оседлости, и работают у арабов на черных работах. Но где
их национальная гордость? Где "лехи", где "этцель" и где "хагана"? Где
еврейские боевики и где последователи Шамира? Не верю я, чтобы они - точнее,
мы, если уж на то пошло,- проиграли в сорок восьмом войну и с той поры
смирно жили под арабским каблуком.
А, собственно, почему бы нет? Ведь это - мир, созданный альтернативой Аль-Касми.
Мир его мечты. Все нормально, господа. Мне бы еще найти самого мечтателя...
* * *
Разумеется, я его нашел - даже быстее, чем хотелось. В принципе, я был
непрочь походить по Тель-Авиву (как, кстати, здесь этот город назывался?)
и поглядеть, как победители-арабы устроили жизнь побежденных евреев. Ну,
о поселениях я уже слышал, и о зеленой черте, которая в этом мире стала
чертой оседлости. И еще - намеки на какой-то еврейский террор. Любопытно
было бы посмотреть на местных поселенцев - не все же они нанимаются к арабам
на работу и не все метут улицы в Тель-Авиве. Но и пистолетов с автоматами
у них, скорее всего, нет - уж арабы-полицейские об этом позаботились.
Как же они - мы? - отстаивают свое национальное достоинство? Как доказывают
право на владение этой землей? Надеюсь, не тем, действительно, что нападают
на арабских женщин? Есть ведь иные пути и, если евреев не допускают в парламент,
то можно устраивать демонстрации протеста, объявлять голодовки, ну, что
еще?
Я подумал, что все это просто глупо - разве мои родители, олим из России,
чего-то добились в девяностых своими демонстрациями и голодовками? Пока
не подожгли десяток машин, да пока не создали партию, да пока не парализовали
на неделю работу всех государственных учреждений...
Здесь и это наверняка не принесло бы успеха. Только борьба с оружием в
руках. Победа или смерть. Родина и свобода.
Я рассуждал, как типичный араб из Газы в моем мире. Пожалуй, я даже начал
понимать этого араба, уверенного в том, что его согнали с родной земли,
швырнули кусок хлеба и заткнули рот. Житие определяет сознание,- вот уж
действительно...
Я шел, точно зная - куда. В альтернативном мире, созданном не мной, полагаться
я мог только на пресловутую интуицию, и она не подвела. Ахмада Аль-Касми
я увидел издалека и узнал сразу. Он стоял у огромного синего лимузина марки
"форд", сложив руки на груди, и наблюдал, как еврей протирает стекла. Судя
по выражению на лице Ахмада, он ждал окончания работы, чтобы вмазать еврею
по морде и заставить проделать все сначала.
Я остановился неподалеку и с ужасом понял, что не знаю, как действовать
дальше. Роман Бутлер сказал совершенно определенно: увидишь - зови полицейского.
Но Роман воображал, что я попаду в совершенно иную альтернативу!
Аль-Касми почувствовал на себе мой взгляд и повернул голову. Взгляды наши
встретились. Надо сказать, что и он, подобно мне, обладал прекрасной интуицией.
Ему и двух секунд не понадобилось, чтобы понять: я пришел к нему не для
того, чтобы проситься на временную работу.
- Убирайся,- сказал он на иврите.- Убирайся в свой мир, иначе я вызову
полицию. Считаю до трех. Один...
И что я должен был делать, по-вашему?
- Два...
Я шагнул вперед и, прежде чем Ахмад успел увернуться, влепил ему правой
между глаз. А левой добавил в живот. Господа, это очень неприятное ощущение
- я никогда не бил человека, но у меня не было иного выхода!
Мойщик-еврей выронил тряпку и завопил дурным голосом.
- Что же ты орешь, дурак? - сказал я, потирая пальцы.- Ты еврей или кто?
Аль-Касми привалился спиной к машине и закатил глаза. Со всех сторон к
нам бежали арабы, и в их глазах я читал свою участь. Для этого не нужно
было никакой интуиции.
Я произнес контрольное слово.
* * *
Костяшки пальцев на правой руке продолжали болеть.
- Хорошая работа,- сказал комиссар Бутлер, когда на Ахмада Аль-Касми надели
наручники и увезли в полицейской машине.- Только бить не следовало. Теперь
он имеет право предъявить судье претензии о незаконных методах задержания.
- Это ваши еврейские нежности,- раздраженно сказал я.- Не вижу, чтобы от
моего кулака его морда сильно пострадала. Убийца он, в конце концов, или
нет?
- Убийца,- согласился Бутлер,- а закон есть закон. Нужно было вызвать полицейского...
- Господи, Роман,- сказал я.- Поехали ко мне, и я тебе расскажу, что сделали
бы со мной полицейские, если бы я поступил так, как ты говоришь.
У Бутлера не было времени - нужно было проводить допрос обвиняемого. Комиссар
пришел ко мне вечером - как обычно, на чашку кофе. Выслушав меня, он вздохнул:
- Знаешь, Песах, я иногда и сам думаю: как жили бы евреи, если бы земля
эта стала арабской. В сорок восьмом или позднее, проиграй мы хотя бы одну
из войн. Я бы не пошел мыть машины. Я бы записался в "хагану"...
- Нет у них там никакой "хаганы",- сказал я.
- Так это альтернативный мир Аль-Касми...
- Ну и что? Не мог же он конструировать все причинно-следственные связи
по своему желанию! Он лишь создал альтернативу, а дальше действовали законы
истории.
Роман надолго задумался. Соображал, наверно, как занялся бы он в том мире
формированием подпольных бригад. И как сжигал бы флаги Палестины. И как
надел бы маску и взял в руки автомат... Он не убивал бы женщин, а в остальном...
Мир - зеркало, господа.
- Тяжелая у тебя работа, Песах,- сказал он наконец.- Не думал, что писать
историю так трудно.
- Да уж,- согласился я.- Проще историю делать.
- Или раскрывать преступления,- сказал Роман.
Мы улыбнулись друг другу, и я налил еще по чашечке.