|
Мой сосед Барух Спиноза пришел ко мне вчера вечером, как обычно,
чтобы на сон грядущий рассказать о новостях, услышанных им в программе
"Мабат" и на шуке Кармель. Надо сказать, что ценность обоих источников
информации в интерпретации Баруха совершенно одинакова. Вы помните, как
в Аргентине террористы взорвали, в восьмой уже раз, израильское посольство?
Об этом сообщал "Мабат". А на шуке в тот же день обсуждали свадьбу Цили
Марски, манекенщицы из салона "Бгадим ям". Вот, как оба события преломились
в сознании Баруха:
- Посмотри, Песах, что творит любовь,- сказал он.- Циля решила выйти
замуж за гоя, и, чтобы не связываться с равом Зилбером, отправилась в Америку
заключить этот...как его... Ну, неважно, в общем сняли они израильское
посольство, чтобы устроить хупу. Так ты посмотри, что творится! У нее,
оказывается, остался в Израиле хавер-хасид. Так он отправился за неверной
невестой и аккурат перед свадьбой разложил посольство на камешки. Мол,
если не за меня, то ни за кого. И говорят, жених, гой этот, таки погиб.
А Циле что? Вернулась в Израиль, вчера была на шуке.
Если вы разобрались, какое отношение имеет Циля Марски к иранским террористам,
то имеете представление о Барухе Спинозе, тезке знаменитого философа, о
котором, впрочем, мой сосед не имеет ни малейшего представления.
Так вот, вчера пришел ко мне Барух и с порога заявил:
- Смотри, Песах, что делается! "Мабат" передал только что, будто на
Марсе обнаружено забытое колено Израилево, из рода Менаше, все сплошь антисемиты,
но соблюдают шабат, а для покупки кошерных продуктов каждую пятницу посылают
на Землю послов.
Вот так простой израильтянин понял историю, рассказанную, кстати, не
в "Мабате", а в "Пополитике"! Хорошо, были в этой истории и антисемиты,
и забытые колена, и кошерные продукты, но Марса не было и быть не могло!
Как мог, я объяснил Баруху истинное положение дел, но, думаю, что авторитет
телевидения оказался для него более весомым. И я подумал, что надо бы включить
миссию Рудольфа Шенберга в "Историю Израиля" - иначе лет через сто никто
и знать не будет о том, как Париж едва не стал столицей государства Израиль.
* * *
О том, что мюнхенский адвокат Рудольф Шенберг был антисемитом, написано
в учебнике новейшей истории для восьмого класса. А о том, что этот антисемит
спас Израиль, не написано ни слова - может быть, ситуация показалась моему
коллеге Иосифу Минцу слишком пикантной, чтобы пересказывать ее детям.
Кстати, когда эта история началась? В тысяча девятьсот девяносто четвертом?
В две тысячи четырнадцатом? Или, что более верно, в туманной древности,
когда десять из двенадцати еврейских колен оказались рассеяны по свету?
Начну с девяносто четвертого.
Сам я в том году еще ходил пешком под сохнутовский стол и потому о
собственных впечатлениях умолчу. Если верить газетам, то 14 августа посол
Израиля в Индии господин Эфраим Дубек прислал в МИД депешу, вызвавшую легкую
панику. Было созвано совещание, которое вел господин заместитель министра
Йоси Бейлин:
- На границе между Индией и Мьянмой, - сказал он,- люди рава Авихайля
обнаружили племя, называющее себя "Сю-чай", что в переводе на иврит означает
"десять колен". Племя соблюдает еврейские традиции, чтит Тору, а предводители
утверждают, что они - одно из потерянных колен израилевых. Проблема в том,
что община насчитывает, по одним данным, сто, а по другим - триста миллионов
человек. Предводители общины решили подать прошение о репатриации.
Кстати, в девяносто четвертом к этой проблеме отнеслись слишком легко.
Министр абсорбции Яир Цабан даже изволил посмеяться, сказав:
- Они такие же евреи, как я индийский раджа. Мало ли, что они в шабат
не работают! Они, кажется, в остальные дни недели тоже себя не утруждают.
Ну, МИД, естественно, решил в прошении отказать. Что и было надлежащим
образом оформлено соответствующими бумагами.
* * *
Одновременно со мной ходил пешком под стол немецкий мальчик Рудольф
Шенберг. В отличие от моих предков, родители Рудольфа были неонацистами,
а родной дед служил в войсках СС и лично замирял восстание в Варшавском
гетто. Убит он был, защищая Берлин от армий маршала Жукова, о чем в семье
Шенбергов россказывали жуткие истории, не имеющие, впрочем, прямого отношения
к потерянным еврейским коленам.
Естественно, Рудольф вырос антисемитом. Закончив юридический факультет,
он стал членом Немецкой коллегии адвокатов. В 2008 году его имя впервые
попало на страницы газет - он защищал Гюнтера Шнобля на шумном "процессе
одиннадцати". Этот Гюнтер и его приятели-неонацисты напали на группу израильских
туристов и методично избили каждого, не делая скидок на пол и возраст.
Да еще и кричали при этом: "еврейские собаки, здесь вам не Тель-Авив".
Если опустить эпитеты и побои, то Шнобль, в сущности, был прав: Мюнхен,
конечно, не Тель-Авив, и туристы с этим наверняка согласились бы, будь
у них возможность выражать свое мнение.
Кстати, на этом и была построена защита. Шенберг без труда доказал
господам судьям, что Шнобль с приятелями всего лишь решили преподать заезжим
евреям урок географии, в чем и преуспели. А методы преподавания могут быть
разными. В английских школах, к примеру, телесные наказания используются
вполне официально. Что приносит большую пользу, кстати говоря.
Шнобль с компанией получили в результате шесть лет на всех - по полгода
на каждого. Причем, условно. А Шенберг приобрел известность как пропагандист
новых методов в педагогической науке.
* * *
В течение следующих лет Шенберг становился все более известен. Процесс
Манакова - русского террориста, взрывавшего синагоги. Шенберг добился минимального
срока заключения. Процесс Дитриха - маньяка, насиловавшего евреек. Требовал
удостоверение, убеждался в кошерности жертвы, а потом приступал к выполнению
гражданского долга. Шенберг добился отмены судебного разбирательства под
предлогом того, что Дитрих был невменяем. Этот монстр и сейчас живет в
частной психушке под Берлином, время от времени насилуя медсестер, подозреваемых
им в принадлежности к еврейской нации.
А весной 2013 года Шенберг исчез.
Он отказался от всех дел, взял бессрочный отпуск в связи с семейными
обстоятельствами, сел в самолет под вымышленным именем и... И - все. Как
говорится, с концами. Думали даже, что адвокат скрылся от правосудия, натворив
что-то криминальное. Нет - перед законом он оказался чист. Может, действительно,
семейные обстоятельства? Но Шенберг не был женат, а две его официальные
любовницы обычно сами выясняли отношения друг с другом - у адвоката просто
не было причин прятаться.
Не скажу, что мировое еврейство скорбело по поводу исчезновения господина
Шенберга. Скорбеть оно стало год спустя, когда Рудольф Шенберг вернулся
из Индии.
Оказывается, он с пользой проводил время среди индийско-еврейского
племени Сю-чай.
* * *
Джунгли на границе Индии и Мьянмы - не лучшее место для европейца.
Особенно в сезон дождей, когда Чиндуин выходит из берегов и затопляет предгорья
Поуньи. Главный раввин религиозной общины Сю-чай господин Махандра Вашну
жил в собственном доме на центральной улице городка Тама, со всех сторон
окруженного лесами. Господин Вашну гостя из Германии не принял, потому
что была суббота. А в воскресенье он не мог принять Шенберга, потому что
было воскресенье - нерабочий день. Встретились они в понедельник.
- Я согласен представлять ваши попранные интересы,- сказал Рудольф
Шенберг после традиционного чаепития.
- О каких из наших многочисленных интересов вы говорите? - спросил
господин Вашну.- Вы имеете в виду наши претензии к Китаю по поводу изгнания
наших предков из Тибетского автономного района?
- Да, кстати,- оживился адвокат, - а почему вас изгнали-то?
- Мы поддерживали далай-ламу,- гордо сказал Махандра Вашну.
- Разве ваша религия...- разочарованно начал Шенберг, ощущая неприятное
покалывание в области сердца.
- Наша религия,- прервал его господин Вашну,- здесь не при чем. Мы
поддерживали далай-ламу из соображения гуманизма.
- А какая же религия у вас? - задал Шенберг прямой вопрос.
- Иудеи мы,- коротко сказал Махандра Вашну.
- Соблюдаете кашрут, а? И шабат? И шестьсот двадцать три заповеди?
И ждете Мессию?
- Мессию ждем. Кашрут - чепуха. В Книге сказано "не вари козленка в
молоке матери его". Что мы и делаем. Все остальное придумали люди, неправильно
понявшие Творца. Суббота - да, святое дело, поскольку в Книге об этом сказано
сто двенадцать раз. А почему вы думаете, что заповедей шестьсот двадцать
три? На самом деле их три тысячи триста тридцать восемь. И среди нас есть
люди, которые соблюдают их все.
- Откуда такое количество? - изумился Шенберг, для которого и шестьсот
двадцать три выглядели проявлением чисто еврейского фанатизма.
- Из Книги,- невозмутимо сказал Махандра Вашну.- Из настоящей Книги,
а не из того сокращенного варианта, который наши отколовшиеся европейские
и ближневосточные братья называют Торой.
Только в этот момент адвокат понял, что не зря готовил свою миссию.
Он попросил еще чашечку чая и спросил небрежно, будто этот последний вопрос
не имел особого значения:
- Сколько же в вашей иудейской общине членов?
- Членов? - переспросил Махандра Вашну.- Сто двадцать миллионов. А
если еще и женщин считать, то около двухсот пятидесяти.
* * *
Город Тама, в сущности, большая деревня. Сючайцы и жили здесь как деревенские
жители, месили грязь, выращивали какие-то овощи, о которых европеец не
имел ни малейшего представления. И не знали, что такое авиация - это в
начале двадцать первого века! Телевизор, впрочем, в деревне был - в доме
самого Махандры Вашну. Включали его только по понедельникам и смотрели
из Дели сводку новостей.
Из чего, кстати, вовсе не следовало, что все двести с лишним миллионов
сючайцев жили в таком же странном мире.
Возвращаясь в гостиницу (постоялый двор, если честно говорить), господин
Шенберг вымок до нитки, хотя и надел водонепроницаемую накидку. А к утру
свалился с воспалением легких. Вот тогда он и оценил на собственном опыте,
что представляет собой сючайская община.
- Проклятые жидомасоны,- бормотал он, глотая горячий бульон, которым
его кормила с ложечки смуглая индийская еврейка лет пятнадцати.
И действительно, только эти два слова выражали всю полноту его ощущений.
Господин Махандра Вашну, услышав о болезни немецкого гостя, позвонил в
Дели, и два часа спустя на вертолете прилетел известный в Индии терапевт,
оказавшийся тоже сючайцем. А потом от другого сючайца, державшего аптеку
в Импхале, доставлен был препарат сордил, от которого все признаки болезни
у Шенберга прошли к вечеру того же дня. Даже в Мюнхене с пневмонией не
справились бы так быстро и качественно.
- Конечно, мы помогаем друг другу,- улыбнулся Махандра Вашну, когда
на следующий день Шенберг явился к нему, чтобы выразить благодарность.-
Мы же иудеи.
- Но почему,- задал Шенберг вопрос, мучивший его больше всего,- почему
о вашей общине ничего не желают знать ваши ближневосточные братья, и почему
даже в Индии об иудеях почти ничего не известно?
- Это два вопроса,- сказал Махандра Вашну.- Ближневосточные братья
о нас знают. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году в Израиле даже
было заседание МИДа, на котором обсуждался наш вопрос. Вам, наверно, неизвестно,
что в Израиле живут около двухсот наших братьев-сючайцев?
- Их приняли как репатриантов? - быстро спросил Шенберг, зная, впрочем,
ответ.
- Нет, они были туристами и прошли гиюр,- печально сказал Махандра
Вашну.- Тамошние раввины решили, что лучше нас знают текст Книги. Мы не
стали спорить - с неучами спорить нет смысла.
- Вы так думаете? - пробормотал Шенберг.
- А второй ваш вопрос,- продолжал господин Вашну,- более сложен. Здесь,
в Индии, где столь сложна религиозная ситуация, мы стараемся не афишировать
свою веру. Согласитесь, что Творцу безразлично - кричим ли мы о своей любви
к нему на каждом углу или справляем ритуалы в тишине и отдалении. Второе
даже предпочтительнее, поскольку сохраняет общину от разрушения. Вы даже
не представляете себе, сколько иудеев-сючайцев в высших эшелонах власти
в Дели, Мандалае и Дакке! Вы будете поражены, если я скажу вам, сколько
иудеев нашей общины работает в больницах, школах, государственных учреждениях
всех стран мира - от Соединенных Штатов до Танзании.
- Проклятые жидомасоны,- тихо сказал Шенберг, и хорошо, что господин
Вашну его не услышал.
- Но ведь Творец,- сказал Шенберг громко,- заповедал иудеям жить в
Израиле, а не в Китае, Индии или Танзании. Почему же...
- Это наша боль,- кивнул господин Вашну.- Каждый из нас, где бы ни
жил, готов к репатриации. Но сигнал должен исходить исключительно от главного
раввина.
- Почему же вы не даете сигнала?
- Я жду, чтобы Творец ясно выразил свою волю.
- По-моему,- сказал Шенберг, решив, наконец, перехватить контроль над
ситуацией,- вам необходим знающий юрист...
- У нас есть знающие юристы.
- ...Знающий юрист,- продолжал Шенберг,- поскольку воля Творца давно
выражена совершенно ясно. Я имею в виду прецедент девяносто четвертого
года. Разве не ясно, что Творец сказал: "войдите в землю эту вслед за вашими
братьями, пришедшими первыми"?
Махандра Вашну покачал головой, но глаза его смотрели печально.
* * *
Так хочется написать рассказ о беседах Шенберга с Вашну - о беседах,
результатом которых стала доверенность, полученная адвокатом от иудейской
общины Сю-чай на ведение всех дел, связанных с репатриацией! Но я историк,
а не литератор, и тем более не фантаст, чтобы додумывать то, чего не знаю,
и рассказывать о том, чему нет документальных подтверждений. Первые разговоры
я привел со слов секретаря Махандры Вашну, но все последующие переговоры
Вашну и Шенберг вели наедине. Надо полагать, что Шенбергу пришлось использовать
все свое красноречие, поскольку вернулся он в Дели только через десять
месяцев.
Он пришел в Израильское посольство и предъявил полномочия как полноправный
и единственный представитель иудейско-сючайской общины, насчитывающей по
состоянию на 1 января 2014 года двести пятьдесять четыре миллиона семьсот
с чем-то там тысяч человек. Иудеи общины Сю-чай много лет мечтали о возвращении
в Землю обетованную. Иудеи общины Сю-чай обладают полным текстом Книги,
сокращенный вариант которой называется Торой, и потому имеют больше прав
на Эрец Исраэль, нежели погрязшие в ереси раввины ашкеназийской и сефардской
общин.
Права на истину будут предъявлены позднее. А сейчас предъявляется требование
о немедленной репатриации - согласно Закону о возвращении и прецеденту
1994 года, когда 64 иудея-сючайца были признаны гражданами Израиля.
- Они прошли гиюр! - сказал посол, хватаясь за голову и выдвигая единственное
разумное возражение.
- Только потому, что они отступились от веры,- холодно сказал Шенберг.-
Согласно нашему праву на истину, гиюр придется проходить евреям Израиля
после репатриации сючайцев.
* * *
Господин Раджаби, президент независимого государства Палестина, объявил
сючайцам джихад, даже, по-моему, не дослушав сообщения, переданного по
каналам CNN. Если бы он дал себе труд подумать, то, без сомнения, сделал
бы господина Рудольфа Шенберга почетным гражданином Палестины. Я думал,
что антисемит всегда поймет антисемита, но в данном конкретном случае произошла
накладка - исключительно по причине того, что господин Раджаби умел обращаться
с "Калашниковым", но не с собственными серыми клеточками.
Израильский МИД, не особенно вникнув в ситуацию, сючайцам в репатриации
отказал. Почти триста миллионов, да вы что? Будем стоять плечом к плечу
от Эйлата до Маалота, потому что сесть уже не будет места? Да не место
- главное! Эти сючайцы не могут быть иудеями - какой иудей в здравом уме
начнет рассуждать о неполноте Торы? Подумаешь, они обрезаны! Мусульмане
тоже обрезаны. Нет, нет и нет!
- Ну, нет так нет,- сказал адвокат Шенберг, вернувшийся в свой мюнхенский
офис, и подал жалобу в БАГАЦ, сославшись на прецедент 1994 года.
Ответ он, естественно, знал заранее.
* * *
Это были трудные дни - конечно, не для моего соседа Спинозы, но для
израильского правосудия. Судьи БАГАЦа обсуждали проблему за закрытыми дверями,
пресса не допускалась, и было оглашено лишь решение: на основании прецедента
приезд в Израиль членам общины Сю-чай нужно разрешить. Но на основании
того же прецедента - только в качестве туристов, с тем, чтобы все двести
пятьдесят миллионов приняли гиюр в течение первого же года жизни в стране.
Мудрое решение. Можно подумать, судьи не знали, что главное - въехать!
Министр иностранных дел Дуду Рамон сказал на пресс-конференции:
- Конечно, этот Шенберг антисемит. Он единственный среди антисемитов
понял, что уничтожить евреев могут только сами евреи. Христиане пробовали
нас обратить - не смогли. Гитлер пробовал удушить - не получилось. Арабы
хотели сбросить в море - мы победили. Но почти триста миллионов на этом
клочке земли... Тут-то Израилю и конец.
- Да они просто не поедут, о чем говорить-то? - наивно сказал репортер
из "Едиот Ахронот".
- Надеюсь,- вздохнув, сказал Рамон.
Он-то знал, что это не так. Он-то успел уже ознакомиться с полным текстом
Книги, где сказано было однозначно устами Творца в главе сто девяносто
шестой книги "Исход": "и когда скажет глава ваш - войдите в землю эту,-
все как один выполняйте, ибо земля эта ваша, и житие ваше здесь."
* * *
Мой сосед Спиноза не знал по простоте душевной, что происходило в те
дни в израильских посольствах за рубежом, куда одновременно обратились
десятки миллионов сючайцев, просивших туристские визы сроком на год. Один
сючаец оказался даже в княжестве Лихтенштейн, а один - так вовсе в Магаданской
области, только недавно отделившейся от России. Этот последний, кстати,
был там начальником уголовного розыска - личностью крутой и уважаемой.
Правительство Бродецки, собравшись на экстренное заседание, постановило:
задерживать выдачу виз под любыми предлогами до решения проблемы. Каким
будет это решение и будет ли вообще - никто не знал.
Начальник Мосада предложил убить Шенберга в его офисе, но идея была
отвергнута, поскольку, как говорил один русский лидер, процесс пошел, и
устранение главного антисемита имело бы лишь воспитательное значение.
В ста тридцати шести странах мира евреи в количестве двухсот пятидесяти
миллионов сидели на чемоданах.
В Израиле премьер Бродецки подумывал о самоубийстве, потому что альтернативой
были только досрочные выборы, и, с точки зрения главы правительства, одно
другого стоило.
В Мюнхене главный антисемит Рудольф Шенберг праздновал победу над Израилем,
пригласив друзей в ресторан "Савой".
- А еще спорили! - говорил он.- Еще не хотели верить, что все евреи
- масоны и члены секты! Да, двенадцать миллионов, допустим, не масоны,
но они и не евреи, как теперь оказалось! А настоящие-то жиды - весь мир
заполонили!
На радостях он и предложил идею, за которую, будучи в трезвом состоянии,
откусил бы себе язык. На его беду, в ресторане присутствовал репортер CNN.
* * *
18 марта 2014 года на трибуну кнесета поднялся премьер Бродецки с опухшими
после бессонной ночи глазами.
- Господа,- сказал он.- Я прочитал Книгу. Там действительно вдвое больше
текста, чем в Торе. Там действительно три тысячи заповедей. И там действительно
Господь, как и в Торе, избирает евреев своим народом, и отдает им во владение
землю. Господа, но там не сказано - от моря до реки! Там нет ни слова о
Ханаане! Господь дал евреям землю - и точка. Землю, господа, не как почву
для посева и пастбищ, но Землю как планету. И на основании Книги, мы можем
объявить Израилем весь земной шар. Господь дал нам и то, что зовется Австралией,
и то, что зовется Индией, и то, что зовется Германией. И Мюнхен, господа,
тоже находится в Израиле, что бы ни вещал по этому поводу господин Шенберг.
Я не знаю, правильно ли говорить об аннексии - ведь все эти страны возникли
на земле, данной Творцом нам, евреям, как избранному народу. Но поскольку,
господа, сто тридцать семь стран, где проживают наши братья-сючайцы, это
Израиль, то не вижу для них необходимости в туристических визах. Разве
Израиль - это границы и таможни? Израиль - это идея!..
С чем не согласились поселенцы в Хевроне и Ариэле, но это уже их проблемы.
* * *
Мой сосед Барух Спиноза живет в Израиле. Главный антисемит Рудольф
Шенберг тоже живет в Израиле, что бы он по этому поводу ни думал. Впрочем,
хорошо изучив почти за год пребывания в Таме текст Книги, Шенберг в этом,
думаю, и не сомневается. Хуже с господином Раджаби - он почему-то думает,
что Палестина находится на другой планете.
Нет, господин Раджаби, на Земле она находится, ваша Палестина. То бишь
- в Израиле.
А раввины все решают, кто должен проходить гиюр - мы или сючайцы. Ежу
ясно, что мы. Евреев двести пятьдесят миллионов, а нас всего пять.
Простая арифметика.