П.Амнуэль

СКАЗКА ДЛЯ СОНИ


- Сонечка,- сказал Марк,- я не могу этого сделать.
- А еще говорил, что любишь,- Соня надула губы и стала смотреть вдаль, куда-то за горизонт, где наверняка жили колдуны, эльфы и феи, те самые, которых не мог сотворить для любимой девушки Марк Рыскин, программист из Штейнберговского института.
- Ну, люблю,- уныло сказал Марк, подумав, что сочувствует премьер-министру Бродецки, который тоже никогда не мог выполнить того, что обещал избирателям.
Марк и Соня сидели на террасе кафе "Опера", солнце только что зашло, и море, удивительно спокойное для этого времени года, стало похоже на декорацию к "Голландцу" - ту самую, что Соня рисовала для спектакля театра "Гешер".
Оба были еще слишком молоды и не понимали, что любовь никак не связана с выполнением чьих бы то ни было желаний. Скорее даже наоборот: если у тебя ничего не выходит, если все валится из рук, если ты падаешь в финансовую пропасть, а тебя все равно не бросает женщина - вот тогда и есть смысл говорить о любви, что бы это чувство ни означало на самом деле.
- Понимаешь, Сонечка,- продолжал Марк, думая, что сможет оправдаться, если объяснит свой отказ с помощью формальной логики,- я мог бы отправиться с тобой в сказку, если бы хоть раз за всю историю жизни на Земле возникла альтернатива: или реальность с физическими законами, или мир колдунов с полным набором сказочного беспредела...
- Ты просто не знаешь,- убежденно сказала Соня.- Не может быть, чтобы сто миллионов или сто тысяч лет назад...
- Да хоть миллиард! Есть закон сохранения энергии, а любой сказочный колдун нарушает этот закон без зазрения совести! Ни в каком альтернативном мире не могут жить существа, которым плевать на закон всемирного тяготения.
- Человек не мог придумать из ничего драконов и волшебников, если чего-то подобного никогда не существовало! - воскликнула Соня и заказала еще кофе, чтобы успокоиться.
- Почему ж из ничего? - сказал Марк.- Дракона можно нафантазировать из обычной ящерицы с помощью приема увеличения. Левитация - это использование приема "наоборот". Ведьмы...
- И прекрасные феи! И спящие принцессы! Господи, унылый ты человек, Марк! Вместо того, чтобы придумывать отговорки, напрягся бы лучше и вспомнил, на каком отрезке человеческой истории наши предки не пожелали жить с эльфами и ведьмами.
- И правильно сделали,- буркнул Марк.- Своих ведьм достаточно.
- Ах, так! - сказала Соня.- По-твоему, я ведьма? Может, я и на помеле летаю? В еврейском государстве!
Женщины нелогичны, господа, и к этому нужно привыкнуть. Соня встала, взглянула в зеркало, сказала "не провожай" и ушла.
Любовь, кстати, обычно так и уходит - не прощаясь.

*   *   *
Соню я знал с детства. С ее детства, я хочу сказать, поскольку сам-то, мне кажется, был молодым еще при царе Шломо. Что сказать о ней? Ироничная, порывистая, ласковая, смешливая... Все верно, и все чепуха. Соня менялась каждый день, и любое определение ее характера неизбежно относилось к вчерашнему вечеру.
Удивительная девушка. Жаль Марка.

*   *   *
Марка я знал всего три месяца, и потому - что я мог ему посоветовать, когда он пришел ко мне, мрачный и покинутый, влюбленный и готовый убить любого соперника, но абсолютно не способный поверить, что где-то может быть нарушен закон всемирного тяготения.
- Посмотри на вещи шире,- сказал я.- В порядке мысленного эксперимента ты можешь вообразить себе волшебный мир сказки?
- Могу,- сказал Марк,- но это не значит, что такой мир существовует в действительности.
- Почему? - сказал я, прикинувшись идиотом.
- Потому,- терпеливо сказал Марк,- что волшебник способен взмахнуть палкой, и появится дворец, а это противоречит закону сохранения массы-энергии.
- Ну,- сказал я.- Когда-то ведь этот закон появился, верно? А раньше, может, был другой закон природы? С чего ты взял, что закон сохранения энергии был всегда?
- Закон сохранения энергии, как и все законы природы, - вздохнул Марк,- возник в момент Большого взрыва, когда Творец создал нашу Вселенную.
Меня, честно говоря, поразила эта блистательная связка материализма с монотеизмом.
- Отлично,- сказал я.- Ты, будучи оператором Смесителей времени в Институте альтернативной истории, можешь вернуться в момент создания Вселенной и...
Поскольку Марк имел третью степень по физике, я мог и не продолжать свою мысль.

*   *   *
- Сонечка,- сказал Марк,- если ты сейчас приедешь ко мне в институт, я проведу тебя в мир волшебников.
Был, между прочим, третий час ночи.
Чтобы выбраться из квартиры, Соне пришлось перелезть через спящую сестру, пробраться на кухню, стараясь не разбудить брата, спавшего в салоне, привести себя в порядок, не издав при этом ни одного громкого звука, а потом опять пройти через салон, помянув недобрым словом строительную компанию "Шикун вэфитуах", не понимающую, что стандартная планировка пригодна не для всех случаев жизни.
Таксист, похоже, вел машину в состоянии полусна. Вместо шоссе номер один, он въехал на дорогу через мост, долго плутал по улицам Рамат-Авива, и к повороту на Герцлию, где расположился Институт альтернативной истории, Соня добралась в пятом часу. Единственным желанием было - уснуть на плече у Марка.

*   *   *
- Чтобы нам быть там вдвоем,- сказал Марк,- нужно вспомнить общих родственников.
- Нет у нас общих родственников,- отрезала Соня, зевая,- какие у нас могут быть общие родственники, если твои родители из Баку, а мои из Москвы?
- Сонечка, мы ведь евреи, и значит, нашими общими предками были праотец Авраам и его жена Сара.
- Я их не помню, они слишком старые,- сказала Соня, закрыв глаза.
- Ты только думай "Авраам и Сара", и организм вспомнит сам,- объяснил Марк, опуская на голову девушки колпак с проводами.
Я бы, честно говоря, не стал с таким доверием относиться к чужому организму.
Второй колпак Марк нацепил себе на голову и настроил аппаратуру на точку физической сингулярности Вселенной. Когда пошел отсчет, Соня уже спала.
Она спала, когда Смеситель времени выбросил их в мир, в котором еще не существовало ни одного известного закона природы. А неизвестных законов природы не было тоже, поскольку еще и сама природа была лишь задумана Творцом, но еще не создана. Если бы Марк не был влюблен и думал не Соне, а о физике, то легко бы догадался, чем это кончится.

*   *   *
Сон разума рождает чудовищ.
Соня проснулась оттого, что кто-то визжал над ее ухом диким голосом. Еще не открыв глаза, она подумала, что сестра совсем спятила, если будит ее с подобной бесцеремонностью. Открыв глаза, Соня тут же их и закрыла, поскольку увидела самое жуткое создание, какое только можно было вообразить. Она, естественно, имела в виду собственное воображение, потому что на самом деле любой уважающий себя сказочник придумал бы существо пострашнее.
Голова у монстра была зеркальной, и в широком пришлепнутом носу отражалось Сонино лицо. Туловищ было два и, соответственно, четыре ноги, перепутанные самым невозможным образом. Соня еще успела разглядеть, что вокруг стоят высокие столбы, на вершинах которых болтаются куски пакли. Вероятно, так выглядели в этом мире деревья. А может, это были высотные здания. Или фонтаны. Во всяком случае, Марка Соня не увидела, и только тогда испугалась.

*   *   *
За те три секунды, в течение которых Марк должен был принять решение, он успел лишь подумать, что в альтернативной Вселенной не должно быть закона сохранения энергии и массы (пусть резвятся волшебники), а также закона комбинированной четности в формулировке Хокинга. И не нужно спрашивать, за каким чертом Марку вдруг пришел в голову именно этот третьестепенный закон, в обычной жизни никакой роли не играющий! Вы сначала представьте себя в коконе Вселенной, получите на раздумья о будущем мире всего три секунды локального времени, а потом критикуйте собственные непродуманные решения.
Сон разума рождает чудовищ. Бодрствующий разум способен только на банальности.
Марк оказался на широкой равнине, в компании трех безлошадных мужиков, в которых он немедля признал васнецовских Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Хорошая Вселенная для еврея, не правда ли?
- А где ваши лошади? - задал он вопрос, столь же банальный, сколь и риторический.
- Реши загадку,- не ответив, сказал окающим волжским басом Илья Муромец.- Направо пойдешь - шиш найдешь, налево пойдешь - коня потеряешь, прямо пойдешь - голову сложишь.
- А куда нужно пойти, чтобы найти девушку по имени Соня?
- Не отвлекайся,- сказал Добрыня и потянул из ножен меч.
- Так,- пробормотал Марк,- налево вы, я вижу, уже ходили. Направо - не нужно. Давай прямо.
- Конечно,- сказал Алеша,- голова, чай, чужая.
- Подождите меня здесь,- решил Марк, удивляясь тому, что совершенно не испытывает страха.- Схожу проверю. Не вернусь, идите направо.
Сделав шаг вперед, Марк, естественно, оказался совсем в другом месте, поскольку отсутствие законов сохранения не позволяло даже минуту пробыть в сколько-нибудь стабильной реальности. Теперь перед ним был сам Амалек, и в этом не было никаких сомнений, потому что имя было нацарапано у гиганта на лбу. Амалек был похож на красного лопоухого металлического слона, которого Марк видел в Иерусалиме, на повороте к музею Яд-ва-Шем.
- Еврей? - сказал Амалек скрипучим голосом и вытянул хобот. - Счас я тебя...э...
Судя по всему, Амалек положительно не знал, что именно нужно сделать с евреем, но Марк-то прекрасно помнил, как нужно поступать с Амалеком, если встретишь его на улице или в альтернативной Вселенной. Впрочем, помнить и уметь - разные вещи. Евреи, как известно, всегда помнили, что они избранный народ, и Творец, конечно, не даст их в обиду. Что не мешало им не уметь отстаивать свое право на существование, когда дело доходило до газовых камер и колымских лагерей.
Марк закрылся от Амалека руками и посмотрел на него сквозь пальцы. Ясное дело - чудище просто обязано было сдохнуть от такого активного нападения.

*   *   *
Соня сидела, поджав ноги, на зеркальной ладони монстра, слушала пение парящих кругом эльфов, смотрела, как гномы приплясывают вокруг ошалевшей от быстрого кружения Белоснежки, и думала о том, что сказки хороши, когда в них участвуют твои враги.
Марк не появлялся.
Нужно было решить важную проблему: любит или не любит? С одной стороны, ясно, что не любит - иначе создал бы для Сони сказку с доброй феей и хрустальным башмачком, а не с монстром, похожим на зеркальный шкаф в маминой спальне. С другой стороны, если бы сказочная Людмила, сидя в гареме Черномора, не верила в любовь Руслана, стала бы она ждать его от первого акта оперы Глинки до последнего? Значит, нужно завести будильник и поставить на определенный срок... Скажем, три часа. Нет, три часа - мало. Три дня. Если через три дня Марк не явится и не спасет, то... Ну, тогда и нужно будет думать. Слава Богу, зеркальный монстр, вроде, не собирается подступать с непристойным предложением.
Главное, как известно, назначить срок. И спокойно ждать. В жизни, кстати, тоже. Если каблан объявил, что квартира будет готова к суккоту, имеет ли смысл уже в Рош-а-шана заказывать грузчиков?

*   *   *
Господин Киплинг как-то сказал: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись". Между прочим, Запад и Восток хотя бы находятся на одной планете.
- А мы с Соней в разных Вселенных,- сказал себе Марк,- и, если я ее не найду за три миллиарда лет, оставшиеся до нашествия на Землю динозавров, она мне этого никогда не простит.
- Жидовская морда,- с ненавистью сказал Амалек, на которого Марк продолжал смотреть сквозь пальцы.- Если я найду тебе твою Соню, ты от меня отцепишься?
Когда смотришь на любого монстра сквозь пальцы, он представляется не опасней болотной лягушки. Но, с другой стороны, руки нужны и для иных действий.
- Обязательно,- согласился Марк, подумав, что, узнав о Соне, он, естественно, не станет тащить Амалека в альтернативный мир. И уж тем более не возьмет его с собой в Эрец-Исраэль, если им с Соней доведется вернуться.
- Мир эльфов и зеркального шкафа,- мрачно сказал Амалек и закричал:
- Свободу врагам еврейского народа!
- Дата развилки,- потребовал Марк.
- Восемнадцатая минута после Большого взрыва,- сообщил Амалек.- Ты подумал тогда, что хорошо бы посмотреть на себя в зеркало. Но зеркала не оказалось, и в результате возник мир зеркального шкафа, в который и попала твоя Соня.
- Вспомнил,- сказал Марк.
Он легко мог бы вернуться на эту временную развилку, рассчитав соответствующий тензор перехода, но для этого нужно было достать из кармана калькулятор. Следовательно - опустить руки, но тогда он перестанет смотреть на Амалека сквозь пальцы. Что делать?
- Считать умеешь? - спросил Марк.
- До десяти.
- А хоть и до двух. Времени достаточно.
Нет, господа, я понимаю, что любой компьютер, какие бы сложные операции он ни совершал, считает только до двух, и не более того. Да-нет. Ноль-единица. Но мой настольный IBM в секунду совершает сотни миллионов таких операций, и только поэтому мне не приходится коротать вечность, ожидая, когда он мне скажет, сколько будет три в квадрате. Амалек считал до двух со скоростью одной операции в полчаса, при этом он закатывал глаза, шевелил ушами и плевался, но Марк терпеливо ждал и даже не мог утереться, поскольку руки были заняты.
Чтобы рассчитать тензор перехода, Амалеку понадобилось сто семьдесят три миллиона локальных лет. После чего Марк сообщил Амалеку дополнительную программу расчета, громко произнес искомое число-решение и провалился в развилку времени. Только там он позволил себе помахать руками, поскольку смотреть сквозь пальцы было больше не нужно.
А что Амалек?
- Думаю, что считает до сих пор,- скромно сказал Марк, отвечая много времени спустя на мой вопрос.- Я дал ему циклическую задачу расчета квадратуры круга.
Да, господа, недаром они нас не любят.

*   *   *
Женщинам нравится смотреться в зеркало. Однако лишь в такое, которое расположено в пространстве определенным образом - не висит, скажем, на потолке и не лежит на полу. Моральные мучения Сони, вынужденной сидеть, поджав ноги, на зеркальной ладони монстра, описанию не поддаются. Когда впоследствии Марк спросил ее "как же ты, бедняжка?", Соня воскликнула: "Кошмар! Ноги - во, а голова узкая и уши торчат! Жуть!" С некоторым трудом Марк понял, что девушка имела в виду себя в определенной проекции, а вовсе не проклятого монстра.
Ожидать оказалось самым трудным занятием из всех, чем Соня занималась в своей жизни. По часам прошло не больше двух столетий, но ей уже было скучно, хотелось почитать интересную книжку, игры эльфов выглядели занудными, а пролетавшие то и дело ангелоподобные существа вызывали неодолимое желание бросить в них камень. И Соня позавидовала Спящей царевне - действительно, если предстоит долгое ожидание, лучше всего погрузиться в летаргический сон. Насколько Соня могла судить по литературе, этим обстоятельством прекрасно пользовались герои фантастических романов, отправлявшиеся к звездам и погружавшиеся в анабиоз на все время путешествия. К сожалению, авторы не дали описаний и рецептов, во всяком случае, Соня не смогла вспомнить ни одного.
Придвинувшись к краю зеркальной ладони, Соня посмотрела вниз - до земли было высоко, метров пятьдесят, и прыгать страшно. Соня попробовала подозвать одного из летающих ангелов, но существо только фыркнуло в ответ и умчалось в небо, оставив шуршание крыльев, легкий ветерок и слабый запах французских духов "Шанель номер пять".
Оставалось единственное решение, и Соня начала выполнять его, не думая о последствиях.
*   *   *
Альтернативный мир, в который попал Марк, задав Амалеку программу вычисления квадратуры круга, был населен драконами, вурдалаками и ведьмами. Драконы оказались существами травоядными и мирными, вурдалаки мешали драконам щипать траву и пили из бедняг кровь, но зато ведьмы издевались над вурдалаками, заставляя их танцевать на Брокене и петь странные песни, напомнившие Марку его пребывание в киббуце Дгания-алеф.
Трава была Марку по колено, а кое-где и по пояс, идти было трудно, а найти в этом мире Соню казалось невозможным.
Что делают герои сказок,- подумал Марк,- чтобы найти любимую? Думают? Нет - думают не герои, а авторы. Герои действуют, выполняя нелепые приказы королей и прочих Кощеев. Например, идут туда, не знаю куда, и приносят то, не знаю что.
Идея показалась Марку здравой, и он побрел куда глаза глядят. Солнце в этом мире стояло высоко и не сдвигалось с места. Припекало. Драконы, ведьмы и вурдалаки, образовав единую экосистему, не обращали на Марка никакого внимания, и постепенно странная мысль начала закрадываться в его сознание.
Этого не может быть, - подумал он сначала. Почему не может? - спросил он себя час спустя. Собственно, так и должно было получиться,- понял он еще через сутки.
И загрустил, ибо стало ясно - спасти Соню ему не удастся.
Действительно, возвращаясь в исходную точку пространства-времени, он каждый раз создавал новый альтернативный мир, в котором Сони не было и быть не могло. Соня находится в мире, созданном ею самой - ее решением, ее выбором. "Запад есть Запад, Восток есть Восток..."
И что же делать?
Решение было единственным, и Марк приступил к его выполнению, не задумавшись о последствиях.

*   *   *
Вернулись они вдвоем.
Отступив по времени как можно ближе к моменту Большого взрыва, Марк подумал о Вселенной, где живет Соня, которую он любил - не та, реальная, чуточку взбалмошная и эксцентричная, но девушка-идеал, существовавшая в его воображении. Все так и получилось: возник альтернативный мир, и Соня - его любимая Соня - ждала его, окруженная гномами и добрыми феями, которых создало его подсознание.
Они долго целовались на летней поляне, а гномы таскали полные корзины фруктов - такого количества Марк не видел даже на рынке Кармель.

*   *   *
Вернулись они вдвоем.
Отступив по времени к самому моменту Большого взрыва, Соня подумала о Вселенной, где живет Марк, которого она любила - не тот, реальный, чуточку вздорный и себялюбивый, но юноша-идеал, существовавший в ее воображении. Все так и получилось: возник альтернативный мир, и Марк - ее любимый Марк - ждал ее, победив самого Амалека, созданного ее подсознанием специально для того, чтобы Марк мог продемонстрировать свою силу.
Они долго целовались на летней поляне, а прирученный Амалек таскал им огромные букеты цветов - такого количества Соня не видела даже в Тель-Авивских "Выставочных садах".

*   *   *
Два Марка и две Сони сидели друг перед другом на террасе кафе "Опера".
- Если бы ты ждала меня спокойно и не устраивала самодеятельности...- сказал Марк-первый Соне-второй.
- Как же, тебя дождешься! - воскликнула Соня-первая, а Марк-второй вздохнул, понимая, что лично ему не дадут вставить ни одного слова.
- Послушай, Марк,- сказала Соня-вторая,- и ты, Марк, тоже послушай.
Будучи созданной желанием одного из Марков, Соня-вторая обладала рассудительностью, которой никогда не было у Сони-первой.
- Послушайте,- продолжала она,- нам ни к чему ссориться. Каждый получил то, что хотел. Более того, мы создали для человечества миры сказок. Если бы тебе, Соня, не захотелось побывать в мире эльфов, а тебе, Марк, не пришло в голову отправиться в начало времен и мир этот создать...
- Погоди-ка,- сказал Марк-первый, который понял, наконец, свою роль в истории человечества.- Ты хочешь сказать, что все сказки всех времен и народов... Черт, как я раньше не подумал...
- Не понимаю,- сказала Соня-первая, собираясь обидеться.
- Отправившись в начало времен, мы создали альтернативные сказочные миры,- пояснил Марк-второй, воспользовавшись паузой.- Не будь этого, люди не знали бы, что такое сказки.
- Мы пахали,- пробормотал Марк-первый, а Соня-первая, разобравшись, наконец, в ситуации, мгновенно ухватила самую суть:
- И Амалека ты создал, дорогой мой,- сказала она, обращаясь к обоим Маркам сразу.- Из-за тебя у евреев появился бессмертный враг!
- Если у евреев нет врага...- начал Марк-первый, а Марк-второй продолжил:
- ...То у еврея нет стимула для развития.
- К тому же,- добавил Марк-первый,- если враг находится в альтернативном мире...
-...С ним легче справиться,- закончил Марк-второй.

*   *   *
Соня и Марк снимают квартиру этажом выше, и я часто прихожу к ним в гости. Мне как историку интересны их рассказы об Амалеке и эльфах. Я ищу в их интерпретациях разночтения с теми классическими сказками и историями, к которым привык с детства.
Соня и Марк снимают квартиру этажом ниже, и к ним я тоже частенько захаживаю, чтобы послушать о Зеркальном монстре и драконах с вурдалаками.
Недавно я купил в "Стеймацком" видеокнигу с индийским эпосом. Собрал всю компанию и спросил напрямик:
- Это тоже ваша работа?
Марк-первый перелистал стереоизображения и вздохнул:
- Похоже, что да. Это вторая альтернатива, когда я сбежал от Амалека, но еще не вернулся в точку расчета.
- А норвежские саги?
- Это мое,- потупился Марк-второй,- когда Сонечка хотела побыстрее вернуться, а я не мог найти точку перехода...
- Чтоб вы так жили, ребята,- сказал я, захлопнув книгу.- Как подумаю, что вся эта нечисть реально существует, пусть и в альтернативных мирах... Амалек, например.
- А что Амалек? - сказал Марк-первый.- Сидит, решает задачу о квадратуре круга. Кому он мешает?
Действительно - никому. Об этом я, собственно, и хотел сказать. Чего его бояться-то? Сами и создали.