Мой голос для тебя и ласковый и томный…
А.С.Пушкин, стихотворение «Ночь», 1823
«Голос его был до того радушен и до того симпатичен, что я весь затрепетал
от радости…Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую,
ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь».
Из воспоминаний историка М.П.Погодина, 12 октября 1826 г.
«Пушкин… смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов».
Запись неизвестного очевидца, 1835 г.
Идеи – аура цивилизации. В 1999 году в Днепропетровске – ракетной столице бывшего СССР – родилась идея озвучить голос Пушкина к юбилейным торжествам. По почерку Поэта. Во-первых, работа с голосами проводилась ещё во времена Сталина, лингвисты исследовали соотношение между голосом и текстом. Потом к ней вернулись при решении проблем космической связи, а в США к тому времени, с помощью новейших компьютерных технологий, были предприняты попытки озвучить голос первого президента по его почерку.
Проблема «Голос Пушкина», как и «Голос Гоголя», «Голос Шевченко», ещё на стадии формулирования проектного задания (ПЗ) оказалась на стыке между духом и материей, между физикой и лирикой бытия… За оформление ПЗ взялись специалисты «Приднепровской информационной компании», которая затем преобразовалась в «Днепровский институт идей». Я как начальник отдела областной государственной администрации, «придворный поэт» (автор Почтового гимна Украины, многих песен) и теле- и радиокомментатор был координатором проекта, общественным ГИПом (главным инженером проекта). До перехода в чиновники много лет был ГИПом в одном из киевских «железных» научно-исследовательских и проектных институтов. Работал в Москве. Имел опыт «стыковки» интересов многочисленных организаций. Для меня образцом «технических заданий» служило легендарное КБ «Южное» в Днепропетровске, ибо на реализацию его идей работали тысячи предприятий и организаций СССР.
При создании ПЗ пришло понимание, что проект «Голос Пушкина» в философском, научном, технологическом и организационном отношении не уступает созданию ракеты «Сатана». И даже сложнее. Ибо в ракете главное «физика», а тут нужна была «лирика». В самой постановке технологической задачи нужно было увидеть «даль свободного романа» материи и духа. Для стартов в «космос» души Пушкина нужны были свои духовные Гагарины… Увы, с изучением души человека в СССР не заладилось…
Работали с вдохновением. Было несколько озарений. Приходил к проходной ЮМЗ и КБ «Южное» встречать сына после работы. Искал энтузиастов для проекта «Голос Пушкина». Смотрел в глаза ракетчикам: снимал ауру… Видел «в лицах» смесь городов русских. Выделялись голосами уральцы, сибиряки, москвичи, жители Севера… С 1951 года их начали направлять в Днепропетровск из многих вузов СССР, смешали, засекретили. Карма – в их глазах. Слушал рассказы – ограниченные технари. Но: двадцать тысяч ракетчиков – это двадцать тысяч историй о любви! Это – сама История! Больше таких «стартовых коллективов» не будет в ближайшие десятилетия! В одном месте, под космическую задачу, была собрана элита страны. Технологическое чудо: Северное сияние в южном Днепропетровске! В среде ракетчиков я понимал – их время уходит! Теперь очередь за Искусством. Многие бросились писать книги, воспоминания о взлетах и падениях ракет. Обилие интересных, ранее секретных, подробностей. Но нет обобщения. Никто не преодолел «силу земного притяжения» социалистического реализма.
В 1999 году я встречался и проводил совещания с графологами, ракетчиками, лингвистами, биофизиками, врачами, программистами, технологами из многих областей человеческой деятельности. Приглашал в свой кабинет для мозговых атак даже «ясновидящих» и людей «не от мира сего». Каждый посетитель, говоря о голосе Пушкина, по сути, говорил о себе. Эксперты склонялись к тому, что у Александра Сергеевича был баритон, внешне и внутренне поэт менялся, но голос оставался прежним. А связь между голосом и строчками очень тесная. Рука «пишет» то, что говорит голос, душа. Тайна руки – в тайне голоса, в соединении тела, души и духа.
Копали глубоко, вплоть до библейских времен и глиняных табличек шумеров… Перечитывали письма поэта. Апрель 1830 г., Пушкин – Вяземской: «Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена». Женщины любят ушами. Сто тринадцать из них отреагировали на «нежный и томный» голос Поэта. Чтобы «въехать» в то время, я держал в руках монеты 1799, 1812, 1830…1837 года… Поэт любил союз Бахуса и Венеры, который влиял на тембр его голоса. О Пушкине говорили: выпьет несколько стаканов и начинает писать…
Мы организовывали творческий процесс по-пушкински: пили вино и коньяк. (Шутка ракетчиков: Мужики, вы откуда будете? – Да мы и из горлышка будем!). Уходили в «хмельной астрал». Искали коэффициенты «перехода» от современной шариковой ручки к гусиному перу и чернилам пушкинской эпохи. Во время «советов тех» (техсоветов) вспоминали шутку, что раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями пишут гусиные мысли.
Мы сканировали и «вбивали» в компьютеры слова поэта: «Никогда порядочные литераторы вместе у нас ничего не произведут. Все в одиночку!» «Уезжаю хоронить себя среди соседей». Запомнились мысли Пушкина, чиновника 10-го класса: «Мне 27 лет, дорогой друг. Пора жить, т. е. познавать счастье. Жизнь моя кочующая, характер мой – нервный, подозрительный, резкий и слабый одновременно». «Весь ваш яблочный пирог».
Анна Керн обратила внимание на голос Пушкина, когда он читал своего "Бориса Годунова". По её мнению голос поэта был, как у его Овидия в рассказе старого цыгана: "голос, шуму вод подобный".
С чего начиналось формирование голоса Поэта? Читатели, у которых есть грудные дети, по сути, слышат и голос маленького Саши Пушкина – те первых три тона, потом диапазон расширяется на полторы октавы и более. Голос рос от подражания: голосу отца Сергея Львовича из «рода Пушкиных мятежных» (родословную Пушкин вел от легендарного «мужа честна» Радши, жившего при Александре Невском), голоса матери Надежды Осиповны Ганнибал, внучки «арапа Петра Великого», ставшего затем русским генералом… Няня Арина Родионовна так же влияла на голос Поэта, как и сотни, тысячи звуков природы и окружающих людей. Дубравы Царского Села, звуки Михайловского, шум морского прибоя в Одессе, Кафе, мотивы Кавказа, наречия на рынках «проклятого города» Кишинева и Екатеринослава, возгласы театральных спектаклей в Петербурге… – все впитывала душа Пушкина, как он себя называл «поэта действительности». Он правдиво, живо показал читателям мир, в котором они живут, окружающую их природу. Значит, при восстановлении голоса автора «Евгения Онегина» надо видеть картины, написанные художественной кистью поэта. В «Цыганах» мы видели раздольные молдавские степи, в «Полтаве» – озаренные луной сады Украины, в «Капитанской дочке» – грозно бушующую вьюгу. А в строчках «люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины…» – обаяние природы средней полосы России. Впечатляли знаменитые строки «со звуком голоса поэта»:
«Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
Голос человека состоит из многих голосов. Дети подражательно овладевают речью. (Маугли, которые жили среди зверей, теряли голос!). В стихотворении «К моей чернильнице» сказано: «то звуков или слов нежданное стеченье, то едкой шутки соль, то правды слог суровый…» В Екатеринославе Пушкин написал «Братья разбойники»: «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний…» Как будто озвучил портрет многотысячного коллектив ракетного КБ и завода.
У мальчиков голос ломается, у девочек (зависит от степени роста гортани) – почти нет. Весь диапазон человеческих голосов обнимает ряд звуков от 81 до 1303 колебаний в секунду – для компьютера это простая задача по запоминанию. Сложнее с анализом тембра, окраски, высоты, эмоционального состояния, влияния возраста, обучения, окружающей среды, состояния здоровья… Тоны и обертоны, примеси обертонов… Именно здесь очень много закрытых изобретений и технологий, позволяющих найти любой голос – от уличного телефонного хулигана до разговора пилотов авиации противника… Кстати, рассказывают, что почерк первого президента США заговорил языком монстра из американских боевиков – вот пример влияния окружающей среды на постановщиков любых, самых сложных и тонких компьютерных задач! Поэтому мы надеялись не столько на машины, сколько на мысли и чувства, идеи и предложения всех заинтересованных людей…
К столетнему юбилею А.С.Пушкина (точнее, в 1901 году) в Екатеринославе был установлен бронзовый бюст поэту. Сборы и пожертвования на памятник тогда были от многих фирм, акций, даже от народных гуляний…
К двухсотлетнему юбилею в 1999 году памятник Пушкину в Днепропетровске несколько недель стоял «без головы», которая была на реставрации. Обновили гранит и бронзу, почистили слова: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Выяснил, что последняя строка – следствие поисков Поэта. Сканируя черновик стихотворения «Памятник», можно увидеть совсем другие, зачеркнутые слова, а именно: «И долго буду тем любезен я народу, что звуки новые для песен я обрел».
Поэт даёт нам проект духовного памятника, который должен включать «звуки новые для песен». При успешном воспроизведении голоса Пушкина – в гранит должен быть вмонтирован компьютер, если угодно, «аурофон», который будет передавать голос и душу Поэта!
Гоголь: Пушкин есть явление чрезвычайное…
Газета «Днепр вечерний» (05.06.1999 г.) накануне юбилея Поэта опубликовала первые итоги работы над проектом: «Днепропетровск известен как мировой центр создания ракет, военных технологий. Войны всегда двигали технический прогресс. «Война – мать всех изобретений», говорили древние. Война идей, отечественных и зарубежных ценностей подтолкнёт наш город к производству ракет, которые будут запускаться во внутренний космос, в душу человека. В том числе с помощью музыки, поэзии, философии, религии, добра и красоты, социальных проектов… Поэзия расширяет душу, делает человека более значимым, более влиятельным. Известно, что влияние – важнее денег! Четверо английских парней из ансамбля «Биттлз» сделали для английской короны (в моральном и экономическом смысле) больше, чем все английское пароходство, ансамбль «АВВА» принес в шведскую казну больше средств, чем автомобильный концерн «Вольво»… Мы можем объединить музыку и технологии. Восток и Запад. Наш город стоит на таком изломе, что энергия земли здесь уникальна. Ею подпитывался апостол Андрей и царственные особы, Александр Пушкин и президенты держав…Вечный спор – что первично: дух или материя – можно трактовать так, что оба они влияют друг на друга. То дух первичен, то материя… Соревнование у них извечное. «Голос Пушкина» как социальный и технологический проект стартует в дни юбилея. Когда мы услышим «настоящий» голос поэта? Надеюсь, что в обозримом будущем… Многие технологические секреты пока остаются секретами… Мы утешимся тем, что по каналу «Интер» сотни и тысячи россиян озвучили поэму «Евгений Онегин» – по строчке, по слову. В нашем литературном музее выпускники 144-й школы показали прекрасную композицию: на фоне предметов, документов пушкинской эпохи, на фоне «почерка» поэта они озвучили голос, душу, судьбу Александра Сергеевича».
Газетная публикация завершалась так: «Еще Н.В.Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное… Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Выходит, эта чаша выпала нам – через двести лет «догнать» дух Пушкина! Как и дух Гоголя, Шевченко, дух столетий и тысячелетий… Голос Поэта мы должны услышать!..».
К сожалению, реализовать проект не удалось – это оказалось не под силу даже «Днепровскому институту идей». Вскоре после юбилея меня как областного «столоначальника» отправили в отставку, о соратниках можно сказать словами поэта «иных уж нет, а те далече». Через десять лет мы вернулись к проекту, но уже под названием «Голос Шевченко». Как предвыборному «мероприятию» крупной политической силы. Планировали собрать в театре Шевченко горожан, которые носят фамилию Кобзаря. Таких в городе оказалось более трехсот… Каждый должен был написать карандашом и гусиным пером слова «Реве та стогне Дніпр широкий = ревет и стонет Днепр широкий», а голос записать «на цифру». Чтобы компьютеры могли обобщить закономерности «почерк-голос». По крайней мере, это действительно был бы обобщенный Голос Шевченко. Подвела «мелочь»: отсутствие денег, технологий записи и гусиных перьев…
Проектное задание для программистов и нанотехнологов.
Время и деньги – главные ресурсы в жизни. Тают быстро. А идеи остаются. Не за горами очередной юбилей – 225 лет со дня рождения Пушкина. Хороший повод вернуться к проекту и реализовать его в 2024 году. Тем более, что банки и биржи мира профинансировали «технологии сканирования» и взаимосвязи между голосом человека и его подписью. Чтобы не было подделки электронной подписи, ибо голос подделать трудно. Появились технические возможности по созданию искусственной руки, датчики которой вживлены в человеческий мозг. Индийские программисты запатентовали способ создания фотографий при помощи рук. Началась эпоха биокомпьютеров. Вот-вот появятся сновизоры, которые позволят смотреть-переживать лучшие сны мира. Как телесериалы. Можно усложнить задачу: сканировать не только черновики Поэта, в которых разлита душа гения, но и проанализировать его внутренний мир. Что мешает посмотреть на жизнь Пушкина через его сны? Ведь многое, очень многое станет понятным! Связь снов и вымыслов очевидна. Отсюда пушкинское: "Над вымыслом слезами изольюсь!" Из письма: "Два хороших стихотворения, лучших, какие я написал, я написал во сне". Что подтверждает М. Юзефович, врач, лечивший поэта: "Стихи Пушкину грезились во сне так, что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах".
Программисты должны учесть много нюансов, даже гороскоп Пушкина (в 1999 году был сделан такой гороскоп: он потряс неожиданными, очень тонкими характеристиками влияния космоса, планет на жизни и судьбу гения).
Информация для нанотехнологов, которые должны перелопатить для успешной реализации проекта «Голос Пушкина» все достижения цивилизации, сломать привычные «заборы» заводов, институтов, научных учреждений. Успех – между заборами… В журнале «Звукорежиссер» (№2/2000) есть рассказ про ГИМН – государственный институт музыкальной науки. 1921 год! ГИМН занимался разработкой автоматических музыкальных инструментов! Опередил свое время! Вычитал в Интернете: «Ошеломляющие изменения произошли в музыке…Компьютерное искусство – пример глобально-космического расширения кругозора современной эпохи, сближающего Восток и Запад… По мнению футурологов нас ждет новая волна цивилизации, где сырьем будет информация и художественное воображение». Это еще одно подтверждение, что скоро придет новая музыкальная цивилизация.
Голос Пушкина должен стать образом этой цивилизации. Метафорой нового Времени. Реализация пилотного проекта позволит в дальнейшем озвучивать поэтов и мыслителей прошлого, фронтовые письма, старинные народные песни.
Кто должен быть ГИПом проекта? Министр культуры или директор музея Пушкина. Возможно – директор крупного банка, концерна типа «Газпром», или лидер политической партии. При этом надо учесть днепропетровский опыт – «сын ошибок трудных»: по-новому изучить мировые технологии «сканирования», постановки задач для субподрядчиков из того же Сколково или института физики Академии наук.
Идея жива. В 2012 году на популярном портале Интернета задали вопрос: «Каким был голос Пушкина?». В ответ – большое количество мыслей, характеристик, замечаний, реплик. Женщины писали, что голос был «обворожительный, нежный и романтичный, приятный и медовый, низкий и бархатистый, приятный баритон». Мужчины указывали, что «в стихах Пушкина его голос был уже заложен. Стихи – это самый древний способ звукозаписи». Запомнился ответ: «Голос Пушкина – громогласный, звучащий на все времена-эпохи». Давайте озвучим его для нынешнего поколения! Услышим его шедевр: «Я вас люблю, любовь еще, быть может…» Любовь – это путь к бессмертию и каждого человека, и народа!
Михаил Арошенко, поэт, бывший главный инженер проекта «Голос Пушкина»
(Киев-Днепропетровск-Москва)
|